Головна сторiнка Главная страница Карта сайта Контакт Напишите нам Распечатать Версия для печати Українська Украинская English English

Текущие новости

Шкиль требует вот Огрызко ответить на территориальные претензии Румынии

МИД Украины не адекватно реагирует на угрозу со стороны Румынии, которая претендует на украинский остров Змеиный. Как раз эта ситуация похожа на предательство национальных интересов.

подробнее

В будущем парламенте расписание будет очень простым - БЮТ, ПР и, скорее всего, коммунисты и Литвин", - сообщил 9 сентября во время пресс-конференции во Львове народный депутат Украины от БЮТ Андрей Шкиль.

"Наша Украина" не вернется в коалицию, даже если БЮТ совершит массовый суицид, - нардеп

подробнее
Опрос

Oпитування: Какой вопрос вас в настоящий момент больше всего волнует?

Будущее парламентской коалиции
Вступление в НАТО
Инфляция
Газовое
Отдых летом
Другое


Результаты
Старые опросы

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ АНДРЕЯ ШКИЛЯ

Авиационная и Космическая промышленность

Ассамблея Западноевропейского союза Европейская межпарламентская ассамблея по вопросам безопасности и обороны

Документ С/1947

21 ноября 20


Пятьдесят вторая сессия

АВИАЦИОННАЯ И КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ УКРАИНЫ -спивробитництво С ЕВРОПОЙ
ДОКЛАД ,
представленная от имени Комитета по вопросам технологий, авиации и космоса
докладчиками
Жаном-Ги БРАНЖЕ (Франция, Объединенная группа) и Биллом ЕТЕРИНГТОНОМ (Соединенное Королевство, Группа социалистов)


ДОКЛАД

Авиационная и космическая промышленность Украины - сотрудничество с Европой

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОЕКТ РЕКОМЕНДАЦИИ «Авиационная и космическая промышленность Украины - сотрудничество с Европой»

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД представленная докладчиками Же.-Г.Бранже (Франция, Объединенная группа) и Биллом Етерингтоном (Соединенное Королевство, Группа социалистов)


I.

Вступление

II.

Политическая ситуация в Украине

III.

Мотивы сотрудничества между Украиной и Европой

IV.

В страна и НАТО

V.

Сотрудничество

VI.

Научный и промышленный потенциал

1.

Космическая отрасль

2.

Авиационная отрасль

VII.

Выводы


РЕКОМЕНДАЦИЯ № 794
Авиационная и космическая промышленность Украины - сотрудничество с Европой

Ассамблея
I Напоминая, что в рамках европейской космической политики были определены новые ориентиры;

ии Констатируя, что одним из четырех направлений Седьмой рамочной программы по вопросам исследований и технологического развития определенно сотрудничество;

iiи Подчеркивая, что это сотрудничество касается ключевых отраслей научных исследований, включая транспорт, безопасность и космос;

иу Исходя из того, что в условиях растущей конкуренции в аэрокосмической и авиационной отраслях углубления сотрудничества между соответствующими отраслями европейской и украинской промышленности может предоставить существенные преимущества обеим сторонам;

в Подчеркивая, что Украина является одной из немногих стран мирового космического сообщества, которое владеет большими технологическими знаниями в космической отрасли, поскольку она унаследовала весомую долю научно промышленного потенциалу прежнего СССР в отрасли авиации и космоса;

уи Отмечая наличие сотрудничества между Европой и Украиной в отдельных сферах, которое, между тем, остается на уровне, что с легкостью может быть повышенным;

уии Считая, что такое сотрудничество отвечает прежде всего политическим интересам, поскольку после присоединения Румынии к ЕС, Украина, начиная со следующего года, будет разделять основную восточную границу ЕС;

уиии Замечая, что экономической точки зрения Украина, за количеством населения и размерами территории, является одним из ведущих актеров на европейской сцене;

iх Отмечая, в то же время, что расширенное сотрудничество между Украиной и ЕС, с другой стороны, и между Украиной и Россией, из другого, не должны взаимоисключать;

х Напоминая, что более продвинутое сотрудничество из ЕС откроет для Украины более широкий доступ к европейским рынкам и капиталам, в которых страна нуждается;

хи Отмечая, что ЕС обнаруживает определенную сдержанность относительно предоставления Украине перспектив вступления

хии Приветствуя, однако, решение Украины продвигаться курсом европейской и евроатлантичной интеграции и ее стремления делать взнос через использование своего весомого потенциала в реализацию Европейской политики безопасности и обороны;

хиии Считая также, что вступление Украины во ВТО будет иметь капитальное значение для отношений Украины из ЕС;

хиу Исходя из того, что это вступление может повлечься к заключению соглашения о свободной торговле, и что интегрирован экономический рынок ни вне одного сомнения будет способствовать сотрудничеству в авиационной и космической отраслях;

ху Приветствуя разные проекты сотрудничества, основанные между украинским правительством и ЕС, а также с европейскими авиационными и аэрокосмическими предприятиями

РЕКОМЕНДУЕТ СОВЕТУ:

1. Призывать страны-члены Западноевропейского союза, чтобы они как члены ЕС и Европейского космического агентства, добивались углубленного изучения вопроса сотрудничества с Украиной в авиационной и аэрокосмической отраслях с целью установления, поощрения или углубления такого сотрудничества, учитывая выгоду:

а.    передбачити ассоциацию между Европейским космическим агентством и Национальным космическим агентством Украины;

b.    передбачити сотрудничество в контексте реализации Европейской спутниковой системы наблюдения за Землей;

c.    більш активно продвигать европейские приоритеты в украинских официальных кругах и украинских авиационных компаниях;

d.    у этой связи добиваться заключения соглашения о сотрудничестве в вопросах геликоптеров и патрульных самолетов.




ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД
И. Вступ
1.    Космос есть стратегично-промисловим  сектором во многих направлениях. Технологический прогресс в этой отрасли является очень ценным для реализации европейских политик, как в гражданской (услуги, рост экономики, транспорт, окружающая среда.), так и в военной, сферах (Европейская политика безопасности и обороны - ЕПБО, Общая внешняя и безопасность политика - СЗБП). Научно космические дослидження  приносять  польза обществу в целом.

2.    Лісабонська стратегия определяет амбиции Европы относительно конкурентоспособности и экономической динамики. Европа, космическая отрасль которой занимает второе место в мире, нацелена на развитие специфической и амбициозной европейской космической политики.

3.    Визначено новые направления европейской политики в отрасли космоса. Основные четыре цели, выработанные в рамках Седьмой программы по вопросам технологических исследований и развития, включают у себя сотрудничество в ключевых сферах исследования, таких как транспорт, безопасность и космос. Украина может быть задействована в таких проектах сотрудничества, особенно после выдвинутого Комиссией предложения удвоить бюджет  Рамочной программы, повысив его до 70 млрд. евро в течение отмеченного периода.

4.    Європа должна найти свое место между автономией и партнерством. Мы являемся свидетелями жесткой международной конкуренции в аэрокосмической отрасли, в частности учитывая появление большого количества новых стран-конкурентов, например, Индии. Поэтому усиливается заинтересованность к сотрудничеству между собой всех европейских компаний.

5.    У этом чрезвычайно конкурентном секторе интенсификация сотрудничества может быть взаимовыгодной как для ЕС, так и для Украины. Действительно Украина является одной из 8 стран международного космического сообщества, которые владеют широким спектром технологических знаний в космических программах. Она унаследовала часть военно-промислового комплекса прежнего Советского Союза. Навить  если эта военно-промышленная база и ослабленная, она остается значительной. В 2004 году Украина осуществила 7 запусков, в 2005 - 5, что составляет соответственно 13 % но 9 % соответствующей мировой деятельности. Национальная космическая программа Украини  на 2003-2007 годы подчеркивает важность всячески пидтримувати  космическую деятельность страны и развивать международное сотрудничество в этой сфере.

6.    Між ЕС и Украиной уже основаны отдельные проекты сотрудничества. Обе стороны осознают те взаимные преимущества, которые может принести интенсификация сотрудничества между ними в космической отрасли. Вопрос заключается в том, как этого достичь?

II. Политическая ситуация в Украине

7.    Наразі политическая ситуация в Украине является запутанной. Во время последних парламентских выборов в марте 2006 года партия В.Ющенко «Наша Украина» набрала только 14 % всех голосов, против 32,1 % за «Партию Регионов» В. Януковича и 24 % за Блок Ю.Тимошенко. Таким образом, В. Ющенко был не в состоянии не только сформировать большинство в парламенте, но и не смог также достичь согласия с прежним Премьер - министром Ю.Тимошенко. С тем, во избежание роспуска парламента, он решил назначить 3 августа 2006 года своего прежнего конкурента В.Януковича Премьер -министром. Однако, такое соглашение состоялось после подписания «Пакта национального единства» между партиями, которые подтверждали таким образом следующую целей, дорогих для актеров «помаранчевой революции» - сближения из ЕС, стремления вступить к ВТО и НАТО (после референдума). Невзирая ни на что, Президент Ющенко хранит контроль за внешней политикой, оставляя Б.Тарасюка и А.Гриценко, оба прозападной ориентации, на должностях соответственно Министра заграничных дел и Министра обороны.

8.    Попри политические трудности Украины, общим мнением Европы является то, что избрание В.Ющенко Президентом Украины открыло новую главу в истории этой страны и открывает новые возможности как для Украины, так и для ее отношений из ЕС. Помаранчевая революция была важным шагом на пути к демократии и, видится, что ее влияние, невзирая на нынешний политический кризис, есть необратимом.

III. Мотивы сотрудничества между Украиной и ЕС

9.    Аерокосмічне сотрудничество между ЕС и Украиной отвечает прежде всего политическим интересам. После вступления в ЕС Румынии Украина станет главной восточной границей Союза. Она также является зоной транзита газа к европейским странам. Таким образом, есть жизненный интерес к тому, чтобы действовать в интересах безопасности и стабильности в этом регионе.

10.    З  экономической точки  зрению Союз заинтересован в расширении своей деятельности на других рынках. Украина является наибольшей европейской страной после России, имеет территорию в 600 000 км и население в 47.6 млн. человек. Начиная с 2001 года, невзирая на численные кризисы, Украина возобновляется: ежегодный среднегодовой прирост составляет 8 % за 5 лет, в частности 12% за 2004 год.

11.    Що касается технических аспектов, то Украина имеет мощный технологический потенциал и несколько центров профессиональной подготовки, которая делает ее в полной мере способной принимать участие в конкретных проектах. Это касается особенно авиационной отрасли, где Украина известна своими самолетами Антонов 148 и 124. В космической же отрасли, Украина является производителем недорогих и надежных пусковых установок: в частности, «Зенит» является самой современной ракетной установкой прежнего Советского Союза.

12.    Більш того, Украина уже продемонстрировала свою способность сотрудничать. Она является партнером, в размере 15%, в программе «Морской старт» - широкомасштабного совместного предприятия, в которое входят американские, украинские, норвежские и русские компании. В рамках «Морского старта» пусковая установка «Зенит» является серьезным конкурентом «Ариани».

ІV. Украина и НАТО

13.    На встречи НАТО -• Украина 14 сентября 2006 года Премьер-министр В.Янукович объявил перерыв в процессе вступления в НАТО, давая такое объяснение: «через нынешнюю политическую ситуацию в Украине, в настоящий момент мы должны подождать, но придет время, когда нужно будет принимать решение». В стране нужно сначала провести политические и экономические реформы, перед тем, как рассмотреть вопрос вступления в НАТО, которое потом должно быть одобрено референдумом.

14.    Однак, сотрудничество из НАТО не исключается. Даже если Украина не присоединится к Плану действий относительно членства, страна уже начала процесс реформ в отрасли безопасности и обороны. Главные сферы сотрудничества между НАТО и Украиной определены в Плане действий НАТО - Украина, подписанному в Праге 22 ноября 2002 года, который устанавливает принципы и цели сотрудничества, в основном в отрасли обороны. Таким образом, цель, которая отслеживается в основе этого плана, есть действительно полная интеграция к евроатлантичних структурам. Кроме того, можно также навести стремление развивать сотрудничество страны в вопросах поддержания мира, урегулювання конфликтов и борьбы, с терроризмом. НАТО призывает Украину перенять ее структуру и задание, в частности путем осуществления «глубокой реструктуризации оборонно-промышленного комплексу» - учитывая проблемы, которые повлекли несостоятельность функционирования значительного количества украинских структур, унаследованных с советских времен.

15.    Комісія НАТО - Украина, созданная с целью внедрения в практику положений «Хартии особого партнерства между Организацией Североатлантического договора и Украиной», создала несколько рабочих групп, важнейшая из которых, по нашему мнению, есть общая рабочая группа по вопросам реформ в отрасли обороны, основанная в 1998 году. За ее помощью Украина может реформировать свои вооруженные силы, перенимая опыт и компетенцию государств-членов НАТО.

16.    Позиціювання Премьер-министра относительно отношений между Украиной и НАТО отображает мысль, которая доминирует как среди политической элиты, так и гражданского общества. Не все поддерживают членство Украины в НАТО: тильки  1\4 население поддержала бы вступление. В то же время, общественное мнение украинцев склоняется в сторону членства в ЕС, которое она ассоциирует с высоким уровнем жизни.

17.    З другого бока, кое-кто из украинцев, как и россиян, выступает против вступления Украины к НАТО, как стало очевидно после численных антиамериканских выступлений в Крыму в конце мая 2006 года во время проведения военных учеб НАТО «Sea Breeze 2006». Что касается промышленных элит, то возникает вопрос, что они должны выиграть от вступления в НАТО. Пока украинская элита не убедится, что Украина выигрывает от членства в НАТО, она не должна делать слишком исключительного выбора, что могло бы в дальнейшем навредить ей. Как говорил А. Дюбъен (исследователь Института стратегических и международных отношений), сотрудничество Украины из НАТО не исключает ее сотрудничество с Россией Наоборот, отказ от сотрудничества с Россией может стать фатальным для украинской авиацийнои   промышленности, потому что, за редкими исключениями, например, как производство самолетов Антонов, Украина не работает в режиме «замкнутого цикла».

18.    Таким чином, Украине нужно найти равновесие между Востоком и Западом. «Независимая и процветающая космическая промышленность» не кажется реальностью для Украины. Чтобы этого достичь ей недостает финансовых, технических и человеческих ресурсов». Поэтому усиление сотрудничества из ЕС могло бы надати  более широкий доступ к европейским рынкам и капиталам: в настоящее время в Украина переживает острый дефицит денег.

19.    Однак, нельзя отрицать наличие определенных проблем.  Относительно промышленности идет речь о «игре на трех» между Россией, ЕС и Украиной. Европейцы побаиваются, что слишком тесное сотрудничество с Украиной может повлечься к закрытию для них русского рынка. Обратное также является правдивым и для украинской промышленности. Кроме того, следует также учитывать и фактор США.

20.    Інша проблема, которая выдается непростою для решения, связана с понятием «географическое возвращение», которое означает обязательство вернуть инвестированные деньги в той или другой форме, стране, что их вложила. Это могут быть покупки, однако здесь идет речь о торговле, а не сотрудничестве.

21.    Попри эти отдельные проблемы, ЕС, считает, что «международное сотрудничество открывает красивые возможности создать европейскую потугу в отрасли космических технологий и их приложения благодаря партнерству с ЕС, Россией и новыми «космическими государствами».

22.    Інституційна структура отношений ЕС и Украины определена политикой соседства, которая имеет целью развивать зону огражденного процветания и дружеских отношений. В целом она направлена на поощрение процесса экономических и политических реформ. Эта политика адресована странам, яки   в данный момент не имеют перспектив членства в ЕС, но граничат с ним;   она ведет к постепенной интеграции во внутренний рынок. Например, ЕС признал статус рыночной экономики в Украине. Именно на этих принципах был подписан План действий Украина - ЕС 21 февраля 2005 года. Новые перемовини начнутся в начале 2007 года о новой, более амбициозное соглашение о партнерстве и сотрудничестве, поскольку срок действия нынешнего заканчивается в конце 2007 года. Следовательно, следующие месяцы решат для будущего развития сотрудничества. Новое соглашение, которое будет подписано в 2007 году, может открыть путь к настоящим долговременным европейским перспективам, даже если теперь ЕС остается в некоторой степени сдержанным в вопросе определение для Украины перспектив вступления, как об этом сказал Глава Комиссии Х.М.Барозу на 10-ом саммите Украина-ес  в Гельсинки 27 октября в 2006 г. С другой стороны, Украина хочет настоящей политической ассоциации из ЕС, а также более глубокой экономической интеграции. Эта тематика будет ключевой в ближайшие месяцы. Действительно, экономическая составляющая решает для более продвинутого сотрудничества из Европою  а вступление Украины во ВТО станет основным для ее отношений из ЕС. Это вступление не только ускорит развитие крепких экономических и торговых отношений, но и может привести, в конце концов, до  заключение соглашения о свободной торговле. Интегрирован экономический рынок без сомнений будет способствовать сотрудничеству между производителями как в авиационной, так и в космической, отраслях.

V. Сотрудничество

23.    Співпраця между ЕС и Украиной в аэрокосмическом секторе пока еще не развитая на должном уровни. Конечно, есть несколько отдельных инициатив относительно сотрудничества, в основном в отрасли стратегического транспорта.

24.    Стратегічний воздушный транспорт является одним есть главных потребностей ЕС. Сотрудничество ЕС с Украиной призвано главным образом частично удовлетворить эти потребности. Например, Соглашение SALIS (Временное решение о стратегическом воздушном транспорте), подписанная 20 октября в 2005 г., отвечает потребностям держав-членив^ Она гарантирует договорным государствам, среди которых большинство государств-членов ЕС, доступ к возможностям стратегического транспорта на протяжении короткого промежутка времени (72 часа), однако с более длительным временем для многосторонних операций. Украина в сотрудничестве с русскими партнерами дает в аренду самолеты Антонов 124 для операций ЕС или НАТО. Это соглашение предоставляет возможность государствам-членам усилить свою возможность и приступить к быстрому развертыванию войск и техники. В действительности, в ЕС недостает больших транспортных самолетов. Антонов 124 может транспортировать 150 тонн груза и даже больше. Теперь Соглашение подписали 16 стран, из них 14 - члены ЕС.

25.    АНТК им. Антонова есть один из ведущих украинских центров в авиационной отрасли. Имея «полный цикл» самолетостроения, Украина тем не менее открытая для широкого международного сотрудничества. Другой является ситуация в других отраслях производства, например, в ракетостроении, относительно которого Украина не в состоянии самостоятельно обеспечить полный цикл производства, а Россия может делать это во многих отраслях. В этом вопросе Украине не может обойтись без России, и, таким образом, очень важно не делать слишком исключительного выбора.

26.    Що касается аэрокосмической отрасли, то основа сотрудничества заложена Соглашением о сотрудничестве в рамках глобальной навигационной спутниковой системы (GNSS) между Европейским содружеством и его государствами членами, с одной стороны, и Украиной, из другого. Галилео есть европейским    проектом стратегического значения для Европы, поскольку он должен обеспечить ей достижение независимости в отрасли спутникового размещения. Эта система имеет много разных направлений, в частности в воздушных, морских и автомобильных перевозках.

27.    Галілео - это наибольший проект сотрудничества Украина - Ес  в аэрокосмической отрасли. 7 июня 2005 года Украина официально присоединилась к европейской системе Галилео. В Соглашении также вспоминается о расширении европейской системы навигации через геостационарне покрытие (EGNOS) на Украину. Это соглашение будет развивать сотрудничество во многих направлениях науки и техники, а также промышленного производства, стандартизации и отраслевой сертификации. Это также знаменует первый шаг Украины в направлении участия в EGNOS. Украина является третьей из государств-нечленив, после Китая и Израиля, которая подписала соглашение Галилео. она была избрана благодаря ее особенным наработкам и отрасли разработок и  производства компонентов спутниковых навигационных систем. Содержание этого сотрудничества детально изложено в Соглашении о сотрудничестве в рамках гражданской глобальной навигационной спутниковой системы (GNSS) между Европейским содружеством и его государствами членами и Украиной. В статье 4 Соглашения определяется сфера сотрудничества. Эта статья придает более весомое значение Угоди,  поскольку она дозволяе  адаптувати  и розширити  сотрудничество в зависимости от потребностей стран, тем более что Соглашение есть чиной 5 лет и ее действие может быть продлено один раз на такой же срок. В то же время, статье 7 и 8 призывают договорные стороны развивать сотрудничество в отрасли исследований и розвитку  сотрудничеству между промышленниками путем создания совместных предприятий.

28.    Право на интеллектуальную собственность является ключевым. Соглашение содержит численные обязательства сторон относительно необходимости защиты информации, интеллектуальной промышленной и коммерческой собственности.

29.    Наразі аэрокосмическое сотрудничество между ЕС и Украиной сосредоточено главным образом на гражданских аспектах. Было бы желательно расширить его на военные аспекты. Однако, любой прогресс в сотрудничестве из ЕС остается «заложником политики».

VI. Научный и промышленный потенциал

1. Космическая отрасль

30.    Україна унаследовала треть промислово-космичного  потенциалу прежнего Советского Союза. Для последующего развития этой отрасли (ее власть государства рассматривает как ключевую) Украина образовала Национальное космическое агентство Украины, задание которого заключается в контроле и наблюдении за более чем за ЗО учреждениями, непосредственно связанными с космической деятельностью и которые включают у себя промышленные предприятия, конструкторские бюро, военные объекты, исследовательские институты и другие организации, включенные в эту отрасль.

31.    Серед упомянутых образований наиболее известным на международной арене является Государственное конструкторское бюро «Южное» и Машиностроительный завод в Днепропетровске, Коммунар и Хартром в Харькове, Киевский Радиозавод, Национальный центр управления и испытаний космических средств в Евпатории, Государственная производственная компания Киев-Прибор, предприятие Чезара, в Чернигове.

32.    Україна считается одной из 6 ведущих стран в космической отрасли, которая владеет технологиями как в производстве пусковых установок и спутников, так и их запуску  но управление. Действительно, члены Комитета, которые посетили Украину (16 - 18 октября 2006 года), смогли убедиться в исключительном уровне компетенции ее специалистов и качества производственных и исследовательских объектов.

33.    Згідно с информацией, полученной от украинских источников, со времени приобретения независимости, Украина осуществила 90 запусков и вывела на орбиту более чем 200 спутников из 9 стран. В настоящее время она владеет 5 системами запуска: Циклон 2 и 3, Зенит 2 и Из SL и Днепр. Запуски проводятся из нескольких мест за пределами страны.

34.    Система запуску Циклон способная запустить спутники на низкие и эллиптические орбиты. Это надежная и безопасная система, которая включает высокоавтоматизированные операции запуска, которые осуществляются в м. Плесецку в России. Космическая система Зенит включает 2 пусковых установки Зенит. Она способна выводить полезные нагрузки до 12.5 тонн на низкие циркулярные полярные орбиты; место запуска - Байконур в Казахстане. Зенит Из SL (Морской старт) был разработан в рамках проекта Морской старт - общего пидприемства,  в котором принимают участие США, Норвегия и Украина. Он может вывести на геостационарну орбиту спутники весом до 6 тонн.

35.    У ответ на вопрос, поставленный во время визита одним из членов Комитета, Генеральный директор Национального космического агентства Украины Ю. Алексеев объяснил, что Украина сначала предложила Европе сотрудничество относительно Зенита Из SL и что Европа ответила, що- такое сотрудничество представляло бы для нее очень большие потери рабочих мест. Он подчеркнул, что в результате такого решения Арианспейс  потеряла около 600 млн. евро и европейцы врешти-решт  решили сотрудничать с Россией в вопросе пусковых установок Союз.

36.    Космічна система Днепр была разработана на основе ракеты Ss-18 и может использоваться для ввод-вывода на низкую орбиту спутников связи, наблюдения, и в научных целях. Днепр LV может быть запущен в любое время, днем или ночью, при любых метеоусловиях, и выводит на орбиту с чрезвычайным уровнем надежности спутники массой в 1.7- 4.5 тонн. Местом запуска является Байконур.

37.    Національне космическое агентство Украины на этот момент осуществляет деятельность соответственно Национальной космической программы Украины на 2003-2007 гг. в рамках  ее собственной рабочей программы. Главными целями является усиление украинской космической индустрии, реализация международных программ, сохранения собственного науково- технологического потенциала, и наконец, создание более благоприятных условий для гармоничного развития их возможностей и более эффективного использования у интересахукраинской экономики, науки, безопасности и обороны.

38.    Українська космическая деятельность базируется на сложном законодательстве, которое включает два закона: О космической деятельности (1996) и Про  государственную поддержку космической деятельности (2000). Как выплывает также из численных президентских указов, космическая деятельность является приоритетной для украинской власти.

39.    Україна является участником важнейших международных переговоров в космической отрасли, включая Договор о принципах, которые регулируют деятельность государств в исследовании и использовании космоса, включая Луну и другие небесные тела (1967), и Соглашение, о создании общего научного и технологического пространства между членами СНГ (1995). Со времени своего создания НКАУ подписала 38 межгосударственных и межведомственных соглашений с 16 странами. Наконец, Украина является членом большинства международных организаций в сфере космоса, таких как UNCOPUOS (Комитет ООН по мирному использованию космического пространства), COSPAR (Мировой комитет по вопросам космических исследований), IADC (Координационный межведомственный комитет по вопросам загрязнения в космосе); она также является очень активным членом организаций из нераспространения оружия массового поражения.

40.    Що касается пусковых установок, действующие проекты сотрудничества включают вышеупомянутый Морской старт, Днепр, - в сотрудничестве с Россией, Сухопутный старт - из СЕНА и Россией и проект Циклон 4 с Бразилией. Украина также принимала участие во многих международных научно исследовательских программах, включая исследование по вопросам космической биологии на станции Мир, изучение магнитосферы с международной программой Интербол и много других программ, что еще раз демонстрирует научный, технологический и промышленный уровень этой страны.

41.    Стосовно Европы Украина в настоящее время отдает преимущество сотрудничеству с Европейской комиссией и Европейским космическим агентством в рамках  первой европейской космической программы, а также участия, в программах Аврора, Галилео (упомянутая выше), GMES и FLPP (будущие пусковые установки). Украинские предприятия задействованы в программе Вега (маленькая пусковая установка Арианспейс) в сотрудничестве из Фиат Авиа (Италия).

42.    З другого бока, в полной мере была реализованная Программа технической поддержки Бистро-2 Европейской комиссии, которая касается обеспечения защиты права на интеллектуальную собственность в рамках коммерциализации украинских космических технологий. Основан проект Бистро-3, который имеет целью определение механизмов маркетинга космических технологий в гражданской сфере. НКАУ принимает участие в этом проекте, который касается его организационных аспектов и правовой поддержки.

43.    Щодо программы Галилео, то соглашение между ЕС и Украиной определяет много отраслей сотрудничества: радиочастотный спектр; научно исследовательская и учебная; промышленная деятельность; развитие торговли и рынка; стандартизация, сертификация, регулятивные меры; безопасность, ответственность и возмещение расходов. Соглашением также предусмотрено создание совместных предприятий с целью реализации программы, использования и развития услуг Галилео. В предмет соглашения, кроме того, входит защита прав интеллектуальной, коммерческой и промышленной собственности во всех сферах, которые имеют отношение к обеспечению и обслуживанию программы Галилео для улучшения сотрудничества в сфере производства.

44.    ЄС и Украина договариваются также о сотрудничестве в вопросах изучения и реализации архитектуры наземной системы и пришли к временному пониманию относительно распространения системы EGNOS на территорию Украины, используя наземную инфраструктуру, которая состоит из украинских станций контроля.

45.    Крім того, во время Салона в Бурже в 2005 г. было подписано Соглашение о стратегическом сотрудничестве между украинским правительством и компанией EADS. Это соглашение покрывает 5 возможных отраслей сотрудничества: авиация, космос, оборона, надзор за границами и безопасная связь. Отставка Ю.Тимошенко, которая была Премьер министром на время подписания, и политическая нестабильность, в Украине не содействовали развитию этого соглашения. Лишь вопросы, связанные с надзором за границами и безопасной связью, в настоящее время находятся на более продвинутой стадии.

46.    У  космической отрасли були  проведены глубокие исследования относительно пусковых установок и спутников. Во время визита Комитета к ведущему украинскому космическому бюро „Пивденне" Генеральный директор С.Конюхов объяснил, что Украина пыталась, однако неудачно, расположить пусковую установку Циклон на Куре, европейском космическом портале, расположенном во Французской Гвиане. Но врешти- решт оттуда была запущена русская установка Союз. Поэтому, как отметил С.Конюхов, через неудачу в сотрудничестве с Европой Украина начала работать из США.

47.    Директор ДКБ „Пивденне" объяснил, что запуск Союза из новых установок на Куре обошелся для Европы вложением более чем 300 млн. евро. Модернизация же украинской установки Зенит стоила бы только 25 млн. евро; поскольку космический бюджет Украины является слишком скромным для реализации такого проекта, то сотрудничество кажется абсолютно необходимым.

48.    Зі своего бока, Генеральный директор НКАУ Ю.Алексеев сказал, что он не может понять, почему Европа рассматривает космическое сотрудничество с такими странами как Китай и Индия, прежде чем сотрудничать с европейскими странами, например, Украиной.

49.    Нарешті, что касается сотрудничества между Украиной и Европейским космическим агентством (ЕКА), то следует отметить, что создание рабочей группы по инициативе последней состоялось кое-что преждевременно, поскольку для Агентства вхождения к ней Украины не выглядит теперь приоритетным вопросом.

50.    В это время ведущие европейские аэрокосмические предприятия обнаруживают живой интерес к сотрудничеству из Пивденмашем в космических проектах будущего: пусковые установки, спутники, космические исследования, гармонизация законодательства, ввод-вывода, на орбиту и тому подобное. На протяжении 2005-06 годов состоялись численные встречи между представителями европейской космической промышленности и Южмаша. Стало очевидно, что отсутствие политических соглашений между ЕКА и НКАУ является препятствием для широкоформатного сотрудничества в космической отрасли между Украиной и Европой.

51.    Справи могли бы продвигаться быстрее, если бы ЕКА и НКАУ предусмотрели возможность привлечения космической промышленности Украины к участию в европейских космических программах и проектах с целью установления механизма, который позволял бы конкретную реализацию   взаимовыгодных направлений сотрудничества. Такие механизмы уже бели выработанные и примененные в рамках Соглашения европейских кооперирующих государств, заключенной ЕКА с Польшей, Венгрией, и Румынией. Присоединение Украины к соглашению такого типу повлеклось б   к взаимовыгодному сотрудничеству в космической отрасли и образовало бы инструмент, наиболее адаптированный для будущего развития.

52.    Утворення Представительства НКАУ в Европе безусловно будет содействовать развитию тесного сотрудничества между космической промышленностью Европы и Украины. Важнейшее его задание заключалось бы в обеспечении прямого, постоянного и эффективного диалога из ЕКА, космическими агентствами государств-членов и представителями европейской космической промышленности.

53.    Було бы также очень хорошо, если бы ЕС обратился к правительству Украины с запросом относительно рассмотрения наиболее полного предложения о сотрудничестве между Украиной и европейским странами в авиационной и космической отраслях. Такой пакет мог бы включать у себя наиболее перспективные стратегические направления деятельности и должен был бы быть рассмотрен Европейской комиссией в первую очередь.

2. Авиационная отрасль

54.    АНТК им. Антонова, как замечено выше, является центром профессиональной подготовки в украинской авиационной отрасли. Со времени создания компании О.Антоновим в 1946 году, она изготовила более чем 22 тысячи самолетов и отправила 1500 из них на экспорт к более чем 50 стран. За это время АНТК Антонова изготовил более чем 100 разных типов самолетов. Самолеты Антонова известны своей структурной надежностью, экономической эффективностью, гибкостью в транспортных операциях, способностью к использованию на незаасфальтированных взлетных и посадочных полосах, простотой, в обслуживании. Комплекс им. Антонова в настоящий момент работает над разработками конструкции новых прототипов, совершенствованием существующих самолетов, их операционной поддержки, и над удлинением длительности эксплуатации. В этой связи надлежит детальнее остановиться на трех типах самолетов, которые находятся в стадии разработки или производства и которые рассматриваются как наиболее интересные из технической и операционной точек зрения и могли бы быть предметом сотрудничества.

55.    АН 124-100 есть производным от АН-124 Руслан. Это тяжелый транспортный самолет широкого диапазона действия с максимальной полезной нагрузкой 120 тонн. Он может преодолевать расстояние 4650 км с полной нагрузкой, или 9400 км с полезным грузом 60 тонн. Максимальная наземная скорость 850 км на час. Высота полета 8800-11600 метров. Он требует длины полосы 2800 метров и отвечает требованиям ЕС и НАТО. Наконец, преимущества этого самолета в сравнении с его американским конкурентом Есть 17 является бесспорными.

56.    26 самолетов АН 124-100 находятся в настоящее время в эксплуатации АНТК им. Антонова разработал более мощную версию этого самолета: АН 124-100 М 150. Благодаря модификации его максимальное полезное навантаження  какого было увеличено с 120 до 150 тонн, а маса  на  взлете с 392 до 402 тонн; он способен преодолеть с полной нагрузкой расстояние 5400 км (против 4650 км).

57.    Експерти прогнозируют, что этот самолет будет иметь рыночную стоимость 1,8 млрд. долларов до 2017 года и 2.3 млрд. долларов до 2030. В 2005 году Украина и Россия подписали соглашение о сотрудничестве в изготовлении этого самолета. Соглашение предусматривает общее изготовление первой партии из 15 самолетов АН 124-100 М 150. Следует также прибавить, что партнерами по этой программе, кроме АНТК им. Антонова, есть Гудрич Хэла Аероспейс и Гидро Джермани.

58.    АН 225 было создано для транспортировки в любую точку планеты крупногабаритного груза, который может розмищатися в середине фюзеляжа или монтироваться на нем сверху. Максимально полезная загруженность - 250 тонн; с полезным грузом, размещенным в трюме, он может преодолевать путь 4000 км; когда груз транспортируется во внешних контейнерах расстояние зависит от его массы и размера и аэродинамических последствий, этим предопределенных.

59.    Довжина багажного отделения 43,3 метры, ширина 6,4 метры, высота 4,4 метры, площадь 280 м.кв, объем 1300 м.куб. Таким образом, аппарат может транспортировать геликоптеры, контейнеры, автомобили, грузовики, и любые другие транспортные средства.

60.    Єдиний АН-225, который находится в эксплуатации сегодня, используется Авиалиниями Антонова, коммерческой авиакомпанией, которая является собственностью АНТК. Целью конструктора является возможность использования этого самолета как первого этапа для коммерческого запуска полезных грузов в космос. Действительно, Многофункциональная аэрокосмическая система MAKS, разработанная совместно из РФ, обеспечит ввод-вывод на низкую орбиту двух космонавтов и 10 тонн груза или до 17 тонн груза в беспилотной версии.

61.    Літак АН-70 может транспортировать грузы весом 35-47 тонн на расстоянии 3000 - 5100 км, взлетая из 1700-метровой полосы. Максимальное расстояние полета 6600 км с нагрузкой в 20 тонн. В варианте STOL (короткий взлет-посадка) АН-70 может использовать 700-метровую взлетно-посадочную полосу с нагрузкой 20-30 тонн и максимальным расстоянием 3000 км. По данным производителя, благодаря современной инженерии и операционной гибкости, свойственной АН-70, его базовая версия может служить платформой для создания специализированных вариантов - от таких, как EWS (система раннего извещения), к литаючих командно контрольных постов, включая патрульные самолеты, самолеты-заправщики или поисково-спасательные самолеты.

62.    З обзору на то, что АН-70 удачно завершил всю серию испытательных полетов, его серийное производство может в настоящий момент начаться на заводах консорциума Медиум транспорт еркрафт в Украине и России. Киевский завод Авиант уже начал сбор трех первых самолетов серии АН-70 на заказ ВПС Украины.

63.    Згідно с данными АНТК им. Антонова, авиационные эксперты из немецкой компании  DASA провели изучение характеристик АН-70 по требованию министерства обороны Германии с тем, чтобы западноевропейские страны приняли решения по поводу общего транспортного самолета. Согласно результатам, DASA и министерство обороны Германии склонны к разработке такого самолета на базе АН-70, учитывая соответствие його  характеристик европейским требованиям. В конце концов, зацикавлени  европейские государства сделали более политический, чем технический или экономический выбор на пользу Аэробус Милитари А 400м. Действительно, с точки зрения представителей АНТК им. Антонова, сравнение между этими двумя самолетами выходит явно в интересах АН-70, то ли когда идет речь о внутреннем объеме (400 м.куб. для АН-70 против 356 м.куб для А 400м), или о полезной загрузке, радиус действия, длина полосы, и и тому подобное; не забывая при этом цену каждого аппарата, которая составляет, в соответствии с данными АНТК, 60 млн. евро для АН-70 против 110 -120 млн. евро для А400м. В дополнение, ожидаемая стоимость обслуживания АН-70 в течение 20 годов - 100 млн.евро, а А 400м - 250 млн.евро.

64.    Після изучения предложений Аэробусу, Боинга (С17), Локхид (С130 J)  но АНТК им. Антонова (АН-70) шесть стран (Бельгия, Франция, Германия, Испания, Турция и Большая Британия) подписали, через посредничество Совместной организации из сотрудничества в отрасли вооружений (OCCAR), соглашение с Аэробусом Милитари (27.05.2003) о разработке и изготовлении 180 самолетов А 400м самолетов и средств их поддержки. В апреле 2005 года Южная Африка заказала 8 самолетов, а в декабре того же года Малайзия – 4 самолета. Таким образом, на этой стадии сотрудничество между Западной и Восточной Европой относительно АН-70 оказывается очень проблематичным, если не невозможным.

Итоги

65.    Авіаційна но аэрокосмическая промышленность прежнего Советского Союза всегда считалась стратегической отраслью и, следовательно, получала соответствующую политическую и финансовую поддержку, благодаря которой она достигла действительно очень высокого уровня развития. Украина унаследовала большую часть промышленного наследства и сделала все возможно, чтобы поддерживать ее качество на должном уровни. Украинская политическая элита в полной мере осознает важность аэрокосмической и авиационной отрасли, в которой значительная часть политиков раньше работала.

Актуальные события

3 сентября, народный депутат Украины заместитель председателя фракции Блока Юлии Тимошенко в Верховной Раде Украины Андрей Шкиль обнародовал открытое письмо к депутатам Львовского областного совета.

подробнее

Наши партнеры:

Подписка на новости
Здесь вы можете подписаться на новости